Адаптационная группа
21.08.2023С 21.08.2023г. в учреждении дошкольного образования начала работу адаптационная группа.
Цель: адаптация детей раннего возраста к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников.
В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей, так и пребывание только детей. Родителям на занятии рекомендуется быть не наблюдателями, а активными участниками.
Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационной группе в условиях кратковременного пребывания являются:
- приобретение социального опыта детьми раннего возраста;
- формирование средств общения со взрослыми и детьми;
- ориентирование на личностное развитие детей;
- развитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
На первом этапе посещения адаптационной группы кратковременного пребывания дети занимаются вместе со своими родителями: рисуют, играют в парах, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребёнком. Педагоги наблюдают и изучают особенности поведения каждого малыша, выясняют его желания, умения. Создаются благоприятные условия для эмоционального общения с каждым ребёнком.
На втором этапе, когда ребёнок осознал, что в окружающей его обстановке нет опасности, с группой малышей занимается педагог, а родители наблюдают за образовательным процессом.
На третьем этапе ребята остаются с педагогом, а узкие специалисты консультируют родителей. Первое время отсутствие мамы непродолжительно, ребёнок может убедиться в том, что она рядом и никогда его не оставит. Педагог организовывает совместную игровую деятельность детей. Родители получают возможность повысить свой уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях развития ребёнка.
На четвёртом этапе ребёнок готов оставаться без мамы длительный период в уже знакомой ему обстановке. Кратковременное систематическое пребывание детей вместе с мамой (другими членами семьи) в учреждении дошкольного образования способствует их полноценному развитию, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в дошкольное учреждение на полный рабочий день. В свою очередь, родители получают педагогические знания о развитии своих детей.
В отличие от групп детского сада, родители в адаптационной группе находятся постоянно с детьми, наблюдая за ними либо принимая участие в организованных педагогом играх.
В играх-занятиях у малышей формируются, углубляются и уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются практические умения и навыки. Планируя, организуя игры-занятия с воспитанниками, мы решаем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: формируем первичный практический опыт морального поведения в кругу сверстников. Эффективность игр-занятий определяется умением детей применять полученные представления в самостоятельной деятельности.
При кратковременном пребывании детей в детском саду в процессе общения, занятий, игр со сверстниками закладывается базис личностной культуры ребёнка, необходимой для успешной социализации.
Заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности.
Всё это – результат целенаправленной системной работы педагогов адаптационной группы, родителей и содержательной развивающей предметно-пространственной среды, мотивирующей деятельность детей с учётом разного уровня их развития.