Дошкольникам об экономике

«Формирование начал экономического воспитания дошкольников»

Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика, понимается как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений.

Экономические понятия «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. входят в жизнь ребенка с раннего возраста.

В некоторых дошкольных учреждениях уже несколько лет ведется работа по апробации и внедрению в практику авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и … экономика».

Прежде чем начать работу, необходимо было познакомить педагогов и родителей с концепцией программы «Дошкольник и … экономика». Провели анкетирование родителей, стремясь выяснить их отношения к раннему приобщению ребенка к экономике.

В программе делается акцент на взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания, а понятия «труд», «трудолюбие», «аккуратность», «бережливость», «честность» всегда входили в сферу воспитательной работы детского сада.

Педагоги, работающие по программе «Дошкольник и … экономика» уже накопили богатый методический материал. Они знают, как дать детям элементарные сведения из области экономики, научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; как с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, предметов и вещей; как объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий: «труд, товар, деньги, стоимость, цена», с одной стороны и «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» - с другой.

Педагогами разработано содержание занятий и сюжетно-дидактических игр, создана специфическая предметно-развивающая среда. Наиболее результативный формой работы с детьми является сюжетно-дидактическая игра, в которую включается конкретное экономическое содержание (например, «Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет» и др.). В игре облегчается процесс усвоения новых знаний и умений, она способствует развитию детской активности, самостоятельности. Кроме того, ставит перед ребенком конкретные нравственные задачи, например купить для кого-то подарок, помочь собрать урожай и т.д.

Занятия и сюжетно-дидактические игры расширяют экономический кругозор детей, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Сталкиваясь с проблемными ситуациями экономического характера в реальной жизни и игре, дошкольники приобретают опыт практической деятельности.

Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)». Поэтому серию занятий педагоги посвятили ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.

На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточнили, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги. Конечно, большая работа была проведена с родителями. Детям было дано необычное домашнее задание – подготовить сообщение о стране, в которой они отдыхали. Задание предусматривало помощь детям, и мы нашли отклик и понимание со стороны родителей. Занятия получились интересными и познавательными. Приобретенные знания дошкольники переносили в игры и повседневную жизнь.

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться деньгами. С этой целью воспитатели знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «бюджет семьи», объясняли, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей.

Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи …» - и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление о том, что денег у неё нет: ведь он только что видел их в кошельке.

Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, необходимо с ними обсуждать возможные варианты расходования денег. При этом надо исходить из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородные телефонные переговоры и т.д. По просьбе воспитателей родители вместе с детьми планировали на семейном совете текущие траты. Сюжетно-дидактическая игра «Семья» помогла выяснить, научились ли дети соотносить доход с ценой на товары в игрушечном магазине, на что тратят заработанные деньги и чьи интересы при этом учитывают.

Реализация задач экономического воспитания возможна лишь при условии полноценного решения задач трудового и нравственного воспитания, так как труд является ведущей экономической категорией, а нравственный аспект – важнейшим в сфере экономических отношений.

Дети должны научиться уважать чужой труд, осознать, что предметной мир – мир рукотворный, приобрести качества, необходимые настоящему хозяину (трудолюбие, аккуратность, бережливость, экономность, щедрость) и современному профессионалу (умение договариваться, вступать в контакт с широким кругом людей – партнерами и клиентами общительность, порядочность, ответственность).

В детском саду стало традицией печь к празднику печенье. Выполняя работу, дошкольники учатся договариваться между собой, уважительно относиться к результатам труда, экономно расходовать продукты.

На первых порах, раскатав тесто и вырезав формочкой печенье, дети оставляли большое количество кусочков, из которых нельзя было вырезать печенье. Важно было показать малышам, что существует возможность использовать полуфабрикат до конца. Навыки рационально использования материала закрепились на занятиях и в быту, детей учили экономно расходовать цветную бумагу, не выбрасывать оставшиеся кусочки хлеба и т.д.

При этом необходимо было найти способ внушить детям, что бережливость и экономность – это не скупость и стяжательство, так же как честное соревнование – не стремление победить любой ценой, да и ценность вещи далеко не всегда определяется её стоимостью. Размышляя над тем, что можно сделать с печеньем, которое испекли, дошкольники предлагали его съесть, продать, кого-нибудь угостить и в конце концов откликнулись на предложение воспитателя помочь детям младшей группы провести занятие «Сервируем стол к празднику». Отобрали самое красивое печенье, разложили его по тарелочкам и отдали малышам. На вопрос: «А не жалко?» - уверенно ответили: «Нет. Это подарок, а подарок должен быть красивым». Таким образом, можно оценить деньгами, а удовольствие от труда можно получить и от бескорыстной помощи, услуги.

Кроме того, дошкольников учили беречь ресурсы страны: воду и электроэнергию.

В ходе беседы «Зачем людям вода?» выяснилось, что дети не могут ответить на вопрос: «Почему надо экономить воду, которая течёт из крана?», ведь её много и она никогда не кончается.

Объяснение, что за воду мы платим, вызвало у детей удивление. Педагоги обратились с просьбой к родителям показать детям квитанции по оплате коммунальных услуг и рассказать о том, что включает в себя плата за квартиру.

В детском саду были проведены занятия – беседы на темы «Свет в нашем доме» и «Без воды нет жизни», в ходе которых объяснили малышам, откуда берутся в доме электричество и вода, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет на лестнице. Тем более что им объяснили, что и в детском саду мы за всё расплачиваемся сами, и чем больше денег придется заплатить за свет и воду, тем меньше их останется на покупку игрушек.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

свернуть

Экономика и дети

Нужно ли воспитывать в ребёнке такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? Конечно, нужно! От этого зависит, каким будет ребёнок во взрослой жизни – расточительным или бережливым. Но как приучить детей к экономии?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребёнок начнёт понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5-6 лет. Детям нужно рассказывать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают им зарплату.

При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребёнку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить её достаток.

В каждой семье есть необходимые траты и расходы на желаемое. Нужно так распределить семейный капитал, чтобы хватило на проживание. Ребёнку можно объяснить,  что из общего семейного дохода нужно отложить деньги на обязательные траты, а уже только позволять себе желаемое. При этом нужно учитывать и желания родителей. На семейном совете пусть ребёнок решит, чего он хочет больше всего, а от чего может отказаться.

Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).

   Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег. 

Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:

Х.К. Андерсен «Дюймовочка», С.Я. Маршак «Кошкин дом», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Бертольд Авербах сказал: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство».

свернуть

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников

Значительное место при знакомстве детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказке. Такие сказки, как

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Тол­стого,

«Трое из Простоквашино» Э. Успенского,

«Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского,

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина,

«Федорино горе» К.И. Чуковского;

русская народная сказка «Теремок»,

русская народная сказка «Лиса и волк»,

венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др. используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хо­зяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилеж­ность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производ­ство», «распределение», «обмен» и др.).

И в народных, и в авторских сказках экономическое содер­жание развертывается перед детьми в виде проблемных ситу­аций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познаватель­ные навыки.

Сказка является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания лич­ностных качеств, эмоционального развития детей.

свернуть

Основы экономической культуры детей дошкольного возраста

Формирование основ экономической культуры у детей до­школьного возраста - сложный и многоплановый процесс, ко­торый формирует мировоззрение, экономический кругозор, отношение к предметному миру и окружающей действитель­ности, воспитывает такие положительные качества личности, как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Ребенок постигает основы экономики, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Экономические отношения пронизывают все сферы жиз­недеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, которые в ней обсуждаются. Малыш очень рано знакомится с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, эко­номической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его форми­рующуюся личность. Неверно и опасно полагаться только на стихийное формирование представлений об окружающей жиз­ни, так как многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в ис­каженной форме.

Задача педагогов и родителей помочь ребенку дошкольно­го возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые неволь­но вторгаются в его жизнь.

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономиче­скому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям пра­вильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь».

Педагог должен помочь детям правильно осмыслить эконо­мические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических представлений, чувств и привычек поведения.

Образовательная деятельность с детьми дошкольного воз­раста по формированию основ экономической культуры строит­ся в соответствии с принципами образовательного процесса. Это:

  • принцип последовательности - любая новая ступень в об­учении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
  • принцип деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулиро­вания активной жизненной позиции;
  • принцип психологической комфортности - снятие по возможности стрессовых факторов;
  • принцип дифференцированного подхода заключается в решении задач эффективной педагогической помощи воспи­танникам в совершенствовании их личности, способствует соз­данию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • принцип возрастной адресованности - одно и то же содер­жание используется для работы с детьми разного возраста с ус­ложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с эконо­микой позволяет решать следующие задачи:

- развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

- формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономиче­ского мышления;

- помочь детям освоить базисные представления (экономи­ческое, математическое, экологическое) об окружающем пред­метном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

- воспитывать этические и деловые качества (бережли­вость, рациональность, экономность, трудолюбие, расчетли­вость, честность, щедрость и др.);

- развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

- формировать умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно.

Источник: Н.В. Литвина, Е.И. Варанецкая-Лосик Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста, Минск "Зорны Верасок", 2020

свернуть
Меню раздела