«Информатика без розетки» образовательный проект

«Информатика без розетки», шаг за шагом!

«Мы – за новое!» – под таким девизом проходит 2022/2023 учебном году в государственном учреждении образования «Детский сад д. Вистычи» уникальный образовательный проект «Информатика без розетки», который реализуется парком высоких технологий при поддержке Министерства образования Республики Беларусь.

Два раза в неделю дети в двух группах по 9 человек постигают основы алгоритмизации. Информатика здесь действительно без розетки. Ребята изучают материал в форме игры с помощью тетрадей, напольного игрового полотна, игрушек, дидактических карточек и муляжей, но без компьютеров. На занятиях дошколята постигают такие важные понятия, как логическое отрицание, алгоритмы и первые элементы кодирования. Такие сложные, казалось бы, темы, которые преподают при получении высшего образования, малыши стараются понять через интерактивные игровые подходы.

Подготовка детей к жизни в новом цифровом мире является приоритетной задачей педагогов. Проекты позволяют вооружить ребят знаниями и умениями, которые позволят им сделать успешный старт в будущее. По словам тьюторов проекта, показателем заинтересованности воспитанников является нежелание пропускать занятия.

свернуть

Зачем информатика нужна дошкольнику?

Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.

Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.

Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.

Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.

На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы.

свернуть

Почему информатика и… без розетки? Что это означает?

Многие родители под информатикой понимают использование вычислительной техники и современных компьютерных программ. Поэтому, к большому сожалению, в отличие от начала 90-х годов, действующая в Беларуси школьная программа по информатике в большей степени фокусируется на подготовке «грамотных пользователей» программных продуктов, таких как Word, Powerpoint, Excel, Flash и других. 

Мы обучаем детей пользоваться программными продуктами, но не объясняем принцип их работы, учим нажимать кнопочки, но не рассказываем, почему именно так происходит после их нажатия. 

Вместе с тем информатика – это наука, изучающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Изучение основ информатики в дальнейшем позволяет реализовать переход от простого «пользователя ПК» к «создателю и соавтору информационного пространства».

Информатика существовала бы, даже если компьютеры никогда не были изобретены.

Тим Белл, профессор университета Кентербери (Новая Зеландия): «Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера, так как иногда компьютер отвлекает от сообщения»

Например, с помощью набора простых карточек с точками можно легко объяснить, как компьютеры используют двоичную систему для представления и обработки информации, как информация передается по электронной почте.

свернуть

«Информатика без розетки»

В  2022/2023 учебном году наш детский сад продолжает работу над Образовательным проектом Парка высоких технологий для учреждений дошкольного образования "Информатика без розетки" для воспитанников 5-6 лет.

Это уникальная образовательная услуга на платной основе, не имеющая аналогов в учреждениях дошкольного образования. 

Проект «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.

Детям, участникам проекта, невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации - это лучший период для развития мышления, памяти, воображения и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.

Ведут проект педагоги, прошедшие обучение в Парке высоких технологий и получившие сертификат тьютора проекта. 
 
Более подробную информацию о проекте можно найти на  informatika.park.by
свернуть

Вопросы - ответы

«Информатика без розетки» - азбука цифрового мира!

Цель проекта: формирование основ алгоритмической грамотности у детей 5-7 лет.

Девиз проекта:

«Информатика без розетки» - азбука цифрового мира!

Краткая история проекта

Проект «Информатика без розетки» стартовал в октябре 2018 года.

Администрацией Парка высоких технологий был проведен опрос 110 учителей информатики и учителей начальных классов, ведущих факультативные занятия по обучению школьников программированию на языке Scratch, позволили оценить уровень подготовки младших школьников по различным учебным темам. Выяснилось, что уровень базовой подготовки и понимания по ряду тем нужно улучшать. Чтобы решить эту задачу Парком высоких технологий была начата работа по созданию Методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет, направленной на освоение ими умений структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера.

1. Учимся и играем

В основе образовательного процесса лежит игра.

Работа в проекте «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.

Детям – участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации – это лучший период для развития мышления и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.

2. Педагог + сказка = результат

На каждом занятии присутствует сказочный персонаж и кот Алесик.

«Информатика без розетки» – это встреча (знакомство) с игровыми персонажами:

котом Алесиком – главным героем занятий, он помогает создать любую игровую, проблемную ситуацию.

Сказочными персонажами – Незнайкой, Снеговиком, Осенью, которые приходят с загадками и вопросами.

Все ребята с удовольствием помогают Алесику решить задачу, отгадать загадку, пройти лабиринт или отыскать затерянный клад…

Ребята настолько погружены в проект, что продолжают решать задачи, играть и перевоплощаться после занятий в группе и дома с родителями.

3. Брендовая атрибутика + дидактика

Дидактический материал, школьные принадлежности, форма с логотипом проекта «Информатика без розетки».

«Информатика без розетки» – это наличие брендовой атрибутики во всем: у детей есть своя форма одежды, учебные принадлежности, рюкзаки, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Данная особенность позволяет достигать неповторимого своеобразия занятий, мотивирует и сплачивает группы детей и педагогов.

4. Самообразование каждый день

Постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов.

«Информатика без розетки» – это профессиональный рост педагогов, совершенствование ИКТ- компетентности:

прежде чем начать заниматься с детьми, педагоги, участвующие в экспериментальном проекте, прошли онлайн-обучение в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» и получили сертификаты тьюторов, которые предоставили педагогам право проводить курс «Информатика без розетки».

5. СССР – это самообразование, самовыражение, самосовершенствование, развитие

Возможность участия в конкурсах в рамках проекта, самореализация и творчество.

«Информатика без розетки» – это простор для творчества, для воплощения креативных идей, возможность самореализации как педагогов, так и детей, стремление к новым вершинам и участие в конкурсах!

6. Готовимся к школе

Подготовка детей к школе.

«Информатика без розетки» – это формирование ключевых компетенций будущих школьников с учетом индивидуального подхода.

Благодаря индивидуальному подходу педагоги могут выявить способности каждого ребенка и успешно развивать их.

Динамичность, увлеченность, мобильность, познавательный интерес, развитое логическое мышление – вот ключевые компетенции, которые формируются у участников «Информатики без розетки».

7. Создаем ситуацию успеха

Сильная мотивация.

«Информатика без розетки» – это создание ситуации успеха для каждого участника проекта, радуга незабываемых эмоций: удивление и уверенность, радость открытий и огорчения, восхищение и задумчивость…

 

свернуть

Значение игры для дошкольника

Учимся играя

Информатика через игру

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Во всем этом помогает обучение информатике. У большинства родителей традиционное представление об уроках информатики – дети работают за компьютерами и осваивают их. Но овладение работой на компьютере – лишь навык, помогающий идти к цели, а не конечная цель. Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. Вместо традиционных уроков можно изучать информатику через развивающие игры и давать к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме. В данном разделе предлагаются примеры дидактических игр, которые направлены на развитие у детей алгоритмического мышления и логики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки».

Значение игры для детей дошкольного возраста

Для детей 5-6 лет игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников (5-6 лет) – это основной способ познания окружающего мира. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которого сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может выполнять любые действия. А именно: плыть на корабле, летать в космосе, лечить пациентов в больнице, проводить экскурсии в музее, выполнять сервисные услуги в автомастерской, патрулировать выполнение правил дорожного движения автомобилистами.

game_41-01-01.jpg

Игра, интегрируясь во все формы и виды деятельности дошкольника, развивает у ребенка творческую активность и инициативность, воображение и память, формирует умения и навыки системного мышления, связную речь, воспитывает доброжелательность, внимание, чуткость, отзывчивость, заботу, терпение. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый медведь – отважный путешественник).

Игра не только обучает, но и позволяет ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. Задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики, а именно для детей 5-6 лет. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон активности дошкольника. При определенном энтузиазме родителей можно превратить домашние игры в обучающие, развивающие и самые желанные для вашего ребенка.

свернуть