Советы учителя-дефектолога

Первые слова

Рекомендации родителям на время летних каникул

Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь с рекомендациями учителя - дефектолога - в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.
развернуть

Во время летних прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. 

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

 Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.   

Советы на лето!

- повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые;

- задавайте ребенку вопросы по темам, которые изучались в течение года; 

- наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;

- купите на лето бумагу, краски или карандаши - пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления;

- читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

свернуть

Как увеличить словарный запас ребенка

Возможно, ваш подрастающий ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов и существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном развитии речи вашего ребёнка.
Расширение словарного запаса будет происходить не только благодаря занятиям в детском саду или с логопедом, но и в повседневном общении в семье. Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку, которую он услышал в садике, или мультипликационный фильм, который увидел по телевизору. Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить.
Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти занятия были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы малыш чувствовал, что вам хочется с ним поиграть.
Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых).
В эти игры можно играть вдвоём, всей семьёй или в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. 
 
10 СПОСОБОВ УВЕЛИЧИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков.  Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование: суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.
Глаза-глазки-глазик-глазищи.
Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество. Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:
«Сначала я обсупился,
А дедушка насупился.
Потом я обтворожился,
А дедушка встревожился.
А после я обчаился,
А дедушка отчаялся...»


4. Работать со словарём в картинках. Открываем словарь, придумываем задание и листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу. Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось найти ингредиенты. Что положим в котёл? 

5. Правило Монтессори. Даже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка». «Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.

6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой». Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение: рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка. О том, как приучить ребенка к ежедневному чтению, можете почитать здесь.

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.
Стол-столик-столовая-столешница.
Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-глазной.

Обычно под расширением словарного запаса понимают увеличение числа знакомых существительных. При этом практически у любого билингва проблемы с употреблением глаголов и прилагательных, т.е. дети годами используют простейшие глаголы: быть, идти, хотеть; простейшие прилагательные — хороший, красивый, маленький. Поэтому в играх и упражнениях не забывайте отрабатывать и эти части речи :)

 
Подготовила: Тыпик Н.В., учитель-дефектолог 
свернуть

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...».

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

свернуть

ИГРЫ СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для детей – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего». 

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учиться действовать с предметами, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться и идти на уступки, сдерживать свои сиюминутные порывы и выполнять инструкцию. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи. Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в процессе проведения различных видов игр и игровых ситуаций. 

  • Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.

  • Игра «Скажи иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: Ведущий называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.

Пример: Большая (страна) – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый, бесстрашный, доблестный.

  • Игра «Расскажи про Зайчика»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.

Ход игры: Ведущий достает игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца называй»

  • Игровое упражнение «Забавные истории»

Цель:   Учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию творческого воображения.

Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.

  • Игра «Вам посылка»

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.

Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты (коробки) по числу игроков.

Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет (коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.

  • Игра «Найди предмет по описанию»

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Ход игры: ведущий описывает любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.

  • Игровое упражнение «Расскажи сказку»

Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.

Оборудование: Фигурки героев.

Ход: На столе выставляются фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за последовательностью событий.

  • Игра «Писатели»

Цель: Учить ребёнка составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.

Пример: Ведущий: «Наступила весна».

Ребенок: «В лесу начал таять снег».

Ведущий: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.

Перед началом игры ведущий акцентирует внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.

  • Игровое упражнение «Придумай окончание истории»

Цель: Упражнять ребёнка в придумывании окончания истории, соблюдая смысловую линию рассказа. Способствовать развитию воображения.

Ход: Ведущий рассказывает ребёнку историю, но окончание её забывает. Он предлагает ребёнку придумать свое окончание истории, но так, чтобы все части рассказа были связаны по смыслу.

  • Игра «Загадки»

Цель: Упражнять ребёнка в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Оборудование: предметные карточки по любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»

Ход игры: Перед ребёнком выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.

  • Игра «Да – нет»

Цель: Активизировать в речи ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.

Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

свернуть

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

      Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Проведём артикуляционную гимнастику

вместе с нами!

Упражнение "Варенье"

https://youtu.be/wcmMVnWLGcQ

Упражнение "Футбол"

https://youtu.be/fFF8PHUuFfY

Упражнение "Парус"

https://youtu.be/N1-nQpaQ2aE

Упражнение "Дятел"

https://youtu.be/kpBt3GoKzFQ

Упражнение "Заведи мотор"

https://youtu.be/09LdkYKG7Jg

Упражнение "Кошка"

https://youtu.be/HsvFCMPUe50

Упражнение "Лошадка"

https://youtu.be/4eSkIzRFPqQ

Упражнение "Змейка и камень"

https://youtu.be/9F1folwh4Ic?list=PL8k7vQjCRDvdtOXT-orKwd4ONHVghj4WH

Упражнение "Блинчик"

https://youtu.be/TdEtqOYfKT8

Упражнение "Слон"

https://youtu.be/wthFCJBNjjM

Упражнение "Лягушка"

https://youtu.be/KLrvaT_wkq4

Упражнение "Бегемот"

https://youtu.be/YBKTSOIpVUg

 

 

свернуть
Яндекс.Метрика